Подготовка к ралли-рейду «Шёлковый путь»
Пока спортивная команда «КАМАЗ-мастер» готовится к предстоящему ралли-рейду «Шёлковый путь», который пройдет в июле по территории России, Монголии и Китая, мы беседуем с начальником конструкторского отдела и штурманом команды Евгением Яковлевым. Он расскажет о процессе создания грузовиков «синей армады», ожиданиях нового поколения автомобилей и самых необычных ремонтах, с которыми сталкивались российские спортсмены.
Начало пути на КАМАЗе
Kolesa.ru: С чего начался ваш путь на КАМАЗе?
Евгений Яковлев: Я закончил Камский политехнический институт (ныне Набережночелнинский институт Казанского федерального университета). Практику на четвертом курсе прошёл в научно-техническом отделе КАМАЗа, где начал работать с 2002 года. Первым автомобилем, в разработке которого я участвовал как молодой специалист, был КАМАЗ-4308. В 2007 году я перешёл в «КАМАЗ-мастер».
Формирование экипажей автомобилей
K: Вы участвуете в ралли-рейдах с 2011 года. Как формируются экипажи автомобилей?
Е.Я: Спортивная команда «КАМАЗ-мастер» — это отдельное подразделение КАМАЗа, задача которого – представление марки КАМАЗ на международных рынках через участие в спортивных соревнованиях. Мы сами разрабатываем, собираем и обслуживаем спортивные автомобили. Часть деталей мы заказываем у сторонних поставщиков, например, пружины для спортивных КАМАЗов.
Экипажи формируются из сотрудников, работающих в цехе, поэтому участие в гонках – это тоже часть нашей работы.
Конструкторская работа во время гонки
K: Приходится ли вам заниматься конструкторской работой во время гонки?
Е.Я: Основное внимание в кабине уделяется спортивной стороне дела. Поэтому систематизировать и записывать всё во время гонки сложно. Времена ремонта и улучшения – это работа всей команды, но есть один ответственный, который отслеживает все поломки и пожелания от экипажа. На основе этих данных мы принимаем решения о дальнейших изменениях конструкции.
Первая машина «КАМАЗ-мастер»
K: Какая машина «КАМАЗ-мастер» была первой, с которой вы работали?
Е.Я: Когда я пришёл в команду в 2007 году, начали разработки автомобиля 4326 VK, который позже стал 43269. Для конструкторов номера машин, к которым мы привыкли, отличаются от их «мирских» имён. Например, модель 43509 в документации обозначается как 49111.
Сравнение спортивных и серийных автомобилей
K: Машины «КАМАЗ-мастер» имеют что-то общее с серийными машинами?
Е.Я: Автомобиль 43509 получил от модели 4350 только общие геометрические параметры. Долгое время действовали требования FIA, согласно которым спортивные автомобили создавались на базе серийных. Но грузовики изначально предназначены для перевозки, а не для скорости. Автоспорт развивается, и сейчас грузовые автомобили скорее прототипы. Новый регламент позволяет не иметь базовой серийной модели, хотя некоторые требования остаются.
Жизненный цикл модели КАМАЗа
K: Как вы считаете, сколько лет одна модель КАМАЗа может отвечать требованиям и приносить победу?
Е.Я: Примерно каждые три года у нас появляется новая модель, которая часто является результатом глубоких модернизаций предыдущей. Например, машина 2007 года и 2011 года будут очень отличаться по своим характеристикам, хотя могут иметь одинаковый госномер.
Преемственность моделей
K: Выходит, что одна машина «плавно переходит» в другую? КАМАЗ-435091, на котором сейчас выступает команда, – это преемник 43509?
Е.Я: Да, новые автомобили 435091, или K5, построены на шасси 43509, но из-за изменения кабины отличий стало много.
Капотные грузовики
K: Как вы относитесь к капотным грузовикам?
Е.Я: Капотная компоновка более подходящая для ралли-рейдов. Мы начали строить капотный автомобиль в 2015 году. Однако на международные соревнования мы не могли выезжать с ним, так как использовали кабину от Даймлера. Во время пандемии была адаптирована данная кабина под серийное шасси, и теперь мы можем легально представлять его на гонках.
Непредвиденные поломки
K: Какие самые «диковинные» поломки были в вашей карьере?
Е.Я: В 2015 году на Дакаре, после того как мы попали в яму, обнаружили, что кронштейн передней рессоры оторван. Механики работали всю ночь, и нам удалось отремонтировать машину за считанные минуты до старта.
Запоминающиеся ремонты
K: Какой ремонт, который вы проводили сами, был самым запоминающимся?
Е.Я: В Боливии лагерь затопило, иRepairing in such conditions was extremely challenging. Another experience was in Morocco, where high temperatures made engine repairs almost impossible.
Комплект «первой помощи» для машин
K: Основные ремонты проводятся на бивуаке. А если в пути что-то сломалось, как быть?
Е.Я: Да, у нас есть комплект, который варьируется в зависимости от ситуации. Туда входят необходимые запчасти, такие как трубки, хомуты, болты, а также химикаты для чистки и герметизации.
Роль «быстрой технички» в команде
K: Что такое «быстрая техничка» и как это работает?
Е.Я: Ранее это был один конкретный автомобиль, теперь стратегия стала «плавающей». Каждый вечер перед этапом мы обсуждаем, кто чем будет заниматься, в зависимости от стартовых позиций.
Гордость за автомобили
K: Какая машина вызывает у вас особенную гордость?
Е.Я: Я горжусь всеми нашими машинами, с которыми работал более 15 лет. Каждая из них имеет свою историю.
Советы для будущих участников команды
K: Что бы вы пожелали тем, кто хочет попасть в «КАМАЗ-мастер»?
Е.Я: Проявить настойчивость и просто стучаться в дверь. Всё зависит от человека. Если есть мечта – двигайтесь к ней!