Легендарная британская компания Prodrive, стоящая за успехами заводской команды Subaru в Чемпионате мира по ралли, продолжает диверсифицировать свой бизнес: сегодня представлен прототип городского электрического фургона, разработанного в партнёрстве с британской дизайн-студией Astheimer, его планируется запустить в серийное производство в 2028 году.
Prodrive по-прежнему активно заниматься автоспортом (сегодня это в основном ралли-рейды), но в то же время использует полученные в гонках компетенции для расширения бизнеса. Сегодня Prodrive это в том числе производитель эксклюзивных автомобилей — в 2022 году компания представила внедорожный суперкар Prodrive Hunter и рестомод Prodrive P25 по мотивам Subaru Impreza 22B STi. В составе Prodrive есть также инжиниринговое подразделение Prodrive Advanced Technology, оказывающее услуги сторонним клиентам в области разработки и постройки прототипов новых моделей автомобилей.
В конце августа Prodrive Advanced Technology и студия Astheimer Design, основанная в 2009 году дизайнером Карстеном Астхаймером, запустили совместное предприятие Elm Mobility с целью разработки и подготовки к производству электрического фургона для так называемой последний мили — конечного этапа доставки грузов до потребителя. Название Elm расшифровывается как Electric Last Mile. Постройку показанного на фотографиях прототипа фактически оплатило правительство Великобритании, выделив на конкурсной основе проекту грузовичка грант в размере 22,7 млн фунтов стерлингов. Дальнейшую разработку и подготовку дебютной модели Elm к производству будет финансировать группа частных инвесторов. Коммерческое имя грузовичка от Elm Mobility пока не выбрано, поэтому мы будем называть его просто Elm.
Elm относится к классу электрических квадрициклов L7e, при этом разработчики обещают комфорт и безопасность на уровне полноценных коммерческих автомобилей класса N1. Габаритная длина Elm — 3240 мм, ширина — 1450 мм, высота — 2150 мм. Одноместная кабина выполнена в виде будки-стакана для дорожного полицейского, она имеет цилиндрическое лобовое стекло и прозрачные распашные двери по бокам, то есть обзорность буквально аквариумная. Фары и фонари нарочно сделаны утопленными, чтобы не было повреждений при лёгких ДТП. Наружные панели кузова и кабины — легкосъёмные, заменить их после аварии не составит труда.
За водительской будкой находится будка грузовая, с двумя боковыми сдвижными дверцами и двумя распашными створками на корме. Внутри грузового отеска предусмотрены две разнесённые по высоте зоны, каждая рассчитана на установку европалета. Основная центральная зона вмещает грузы высотой до 1,6 м и массой до 300 кг, дополнительная кормовая зона — грузы высотой до 1,2 м и массой до 200 кг. Общая полезная вместимость грузового отсека — 4 кубометра, общая грузоподъёмность — 500 кг. Снаряженная масса самого фургона — 850 кг. Ёмкость батареи — 20 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — около 160 км. Максимальная мощность зарядки батареи — 7 кВт, пополнить на ней заряд с 20% до 80% можно менее чем за два часа. Информации об электромоторе нет. Максимальная скорость фургона ограничена на отметке 80 км/ч.
Производство Elm должно начаться в 2028 году в Великобритании, конкретная площадка пока не выбрана. Расчётная минимальная цена — 25 000 фунтов стерлингов, рассчётный объём производства — 10 000 машин в год. Основной рынок сбыта — Великобритания, но будут поставки и в континентальную Европы, благо центральное расположение водителя не требует затрат на изготовление леворульных и праворульных версий. Помимо фургона в гамме Elm будут пикап и шасси с кабиной для монтажа нём уникальных надстроек.
Добавим, что проектов, подобных Elm, мы видели немало, большинство из них так и не смогли дойти до серийного производства, но участие в Elm Mobility такой серьёзной компании как Prodrive внушает надежду, что на сей раз дело не ограничится громкими заявлениями.