
Суперкары и их наследие
Porsche 959, Ferrari F40, McLaren F1, Lamborghini Diablo – эти суперкары с плакатов из детства слышны до сих пор. Их помнят, ими восторгаются, их противопоставляют современному бездушному автопрому. Все они были созданы на острие технического прогресса своего времени, но существовал еще один, не такой успешный и незаслуженно забытый суперкар – Jaguar XJ220. Контора из Ковентри не всегда специализировалась на чопорном премиуме. В начале 90-х они явили миру самую быструю дорожную машину своего времени, с весьма неоднозначной судьбой.
Спортивные достижения Jaguar
Про достижения Porsche и Ferrari написано множество статей и книг. Их успехи воспевались в кинематографе и на Youtube. На фоне таких гигантов слава Jaguar несколько меркнет, но заводская команда завоевала 5 титулов в Ле-Мане, а еще 2 собрали частные команды на болидах с логотипом дикой кошки. По количеству трофеев британская «конюшня» уступает лишь Porsche, Ferrari и, наконец, Audi. Если победы во второй половине 50-х вылились в культовый E-Type, то успехи команды в конце 80-х и начале 90-х требовали чего-то поистине знакового для компании и для индустрии сверхбыстрых автомобилей.
Как родилась мечта миллионеров
Вдохновителем проекта стал директор отдела проектирования Джим Рэндл, который предложил концепцию, не отличающуюся сложностью: создать машину, на которой можно доехать до гонки, победить и на ней же вернуться домой. Jaguar Cars накануне 90-х переживала тяжелый период, и выделять баснословные бюджеты никто не собирался. Джим собрал команду из 12 инженеров, готовых работать сверхурочно ради идеи. Так и возник «Субботний клуб».
Гонка в группе Б
Рэндл мечтал о кольцевых гонках под эгидой Группы Б, которая подразумевала использование техники не только в ралли, но и на асфальтированных трассах. В итоге мы знаем, что раллительная история не удалась, а кольцевые амбиции так и остались нереализованными.
Разработка Jaguar XJ220
Основная заслуга в проекте принадлежит Том Уокиншоу, который хорошо знал, как сделать автомобили быстрыми. Новый проект получил индекс XJ220, где последние три цифры намекают на желаемую максимальную скорость – 220 миль в час (354 км/ч).
Технические особенности
Команда решила создать XJ220 с огромным двигателем, всеми возможными опциями, полноуправляемым шасси, приводом на все колеса и активно регулируемой аэродинамикой. Сердцем машины стал 6,2-литровый V12, созданный Уолтером Хассаном в 60-х. Однако двигатель оказался чересчур прожорливым для дорожного использования, что могло омрачить поездки по Европе.
Эстетика и аэродинамика
Кузов XJ220 был изготовлен из алюминия с каркасом безопасности, соответствующим всем требованиям FIA. Для аэродинамических испытаний был создан макет в масштабе 1:4, который показал впечатляющие результаты. Ответственный за дизайн Кит Хелфет использовал вдохновение от XJ13, а интерьер создавал Ник Халл. Jaguar предложил элегантный внешний вид и сдержанный интерьер, оставаясь верным своему ДНК.

Премьера и коммерческий успех
Прототип был представлен на British International Auto Show в Бирмингеме 18 октября 1988 года, его одобрили всего за неделю до премьеры. Запуск в серийное производство оставался под вопросом, но интерес к модели был огромным. После восемь месяцев трудов, команда смогла представить результат своей работы.

Цена и спрос
В 1989 году была озвучена цена на XJ220 — 290 тысяч фунтов, с обязательной предоплатой в £50 000. Интерес к модели подтвердили более тысячи покупателей, что предвещало успех. Однако между предсерийным образцом и серийной версией была ощутимая разница.

Перемены в производстве
Надежды на XJ220 были высоки, так как автомобиль должен был быть связующим звеном между успехами в гонках и серийными моделями. Однако, начались проблемы с финансированием и снижением стоимости производства, что привело к отказу от многих ранее заявленных функций.
Итоговые изменения и компромиссы
Проект претерпел значительные изменения. Полный привод, регулируемая подвеска и другие элементы дизайна пришлось оставить. Вместо V12 был выбран адаптированный V6 с двумя турбинами, что снизило массу автомобиля, но вызвало недовольство среди поклонников марки.

Выход на рынок
В октябре 1991 года XJ220 дебютировал на Tokyo Motor Show. Спустя восемь месяцев клиентам предложили готовый продукт по цене £470 000, что было значительно больше первоначальной суммы в £290 000. Внешние показатели и обещания не совпадали с реальностью.

Заключительные мысли
XJ220 стал символом амбициозности и конфликтов между ожиданиями и реальностью. Всего было продано 282 экземпляра, а сама спортивная жизнь модели сложилась непросто. Но, несмотря на все, Jaguar XJ220 остается уникальным представителем своего класса, созданным энтузиастами с горящими глазами.